Андреева Ирина Анатольевна. Персональный сайт

Гендерное воспитание.

 Гендерное воспитание в семье и ДОУ

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня всех. Специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания комплексно. Объясняется это тем, что смещаются акценты традиционного полоролевого поведения людей. Детей следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Сегодня общество выдвигает  другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мужчины должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках наряду с характерными женскими качествами воспитывается решительность, а в мальчиках, кроме свойственных им от природы мужских качеств, терпимость и умение сопереживать.

Имея признаки поведения, присущие обоим полам,  ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.

Так что же такое «гендер»?

На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род, который обозначает социальный пол). Гендерное воспитание рассматривается как психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные стороны, гормональные и морфологические различия.

Вернемся к воспитанию детей.

Осознание собственной гендерной идентичности  у ребенка дошкольного возраста не происходит само по себе. Принадлежность к тому или иному полу у детей формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Впервые представление о существовании двух полов, мужского и женского, появляется у детей в два года. Постепенно дети, начинают относить себя к одному из них.

Важно учитывать, что мальчики и девочки совершенно по-разному воспринимают мир.

Девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков, потому что только в семье при ежедневном взаимодействии обоих полов ребенок впитывает  правильные стереотипы поведения мужчины и женщины.

Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.

Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются игрушки и игры, в которые играет ребенок, и одежда, которую он стремится одевать.

Если интерес к играм и одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить внимание на данный аспект воспитания ребенка.

Проявлением этого становится осуждение и непринятие мальчиками других мальчиков, которые демонстрируют проявление женских признаков поведения. Точно также не принимаются девочками и те из них, поведение которых соответствует мальчишечьему. Отчуждаемые своими группами, дети с легкостью вливаются в те, чье поведение они демонстрируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые рекомендации  по воспитанию девочек

 

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью, мамой и папой были теплые, доверительные  отношения. В свою очередь, родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её качествами и их проявлениями, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты"; мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочке нужно больше внимания и признания в ответ на то, какая она, что она чувствует и чего хочет.

Девочки испытывают острую потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими! Девочку нужно хвалить за личные внутренние качества, например, аккуратность, вежливость, внимательность, доброту и т.д., любя  ее какая бы она не была внешне, и всячески подчеркивая ее внешние достоинства, наряду с человеческими качествами.  Когда порицаете девочку, не клеймите ее навсегда, объясняйте, что какое-то конкретное проявление именно сейчас ее совсем не красит, что если попытаться сделать по-другому, она будет гораздо лучше выглядеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые рекомендации по воспитанию мальчиков

 

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам  нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок. Вообще поощрять и акцентировать внимание надо на хороших делах и поступках, а не на негативных.

Но в тоже время, мальчикам должно быть естественным проявление своей эмоциональности (не ругать за слезы, объяснять, где, когда и при каких обстоятельствах лучше постараться сдержаться).  

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Физические наказания вообще ЗАПРЕЩЕНЫ в любом проявлении! Девочку нельзя бить по определению. Но надо подчеркнуть, что  нельзя мамам бить мальчиков,  чтобы мальчик в будущем не боялся женских прикосновений, не ассоциировал их с болью, тревогой, унижением.

Обязательно должен быть физический, телесный (тактильный) контакт со стороны обоих родителей, особенно мамы - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Мальчика надо хвалить за конкретные каждодневные дела, при этом воспитывая в нем стремление к поступку.

 

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их ПРИРОДА и ВЫ.

А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не навредить ребенку, не сломать его – зависит только от ВАС и НАС.

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».

2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку —  девочкой.

3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.

4. Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всех он сам нуждается в любви. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной, при этом, не была «слепой», а была разумной.

5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.

6. Договоритесь между собой, как Вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.

7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях

самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к

старшим и слабым, мужественность, чуткость.

8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.

Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие,

равновесие, уверенность в собственные силы.

6 октября 2017 в 19:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.