Андреева Ирина Анатольевна. Персональный сайт
Гендерное воспитание.Гендерное воспитание в семье и ДОУ Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня всех. Специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания комплексно. Объясняется это тем, что смещаются акценты традиционного полоролевого поведения людей. Детей следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Сегодня общество выдвигает другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мужчины должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках наряду с характерными женскими качествами воспитывается решительность, а в мальчиках, кроме свойственных им от природы мужских качеств, терпимость и умение сопереживать. Имея признаки поведения, присущие обоим полам, ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка. Так что же такое «гендер»? На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род, который обозначает социальный пол). Гендерное воспитание рассматривается как психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные стороны, гормональные и морфологические различия. Вернемся к воспитанию детей. Осознание собственной гендерной идентичности у ребенка дошкольного возраста не происходит само по себе. Принадлежность к тому или иному полу у детей формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Впервые представление о существовании двух полов, мужского и женского, появляется у детей в два года. Постепенно дети, начинают относить себя к одному из них. Важно учитывать, что мальчики и девочки совершенно по-разному воспринимают мир. Девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков, потому что только в семье при ежедневном взаимодействии обоих полов ребенок впитывает правильные стереотипы поведения мужчины и женщины. Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу. Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются игрушки и игры, в которые играет ребенок, и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить внимание на данный аспект воспитания ребенка. Проявлением этого становится осуждение и непринятие мальчиками других мальчиков, которые демонстрируют проявление женских признаков поведения. Точно также не принимаются девочками и те из них, поведение которых соответствует мальчишечьему. Отчуждаемые своими группами, дети с легкостью вливаются в те, чье поведение они демонстрируют.
Некоторые рекомендации по воспитанию девочек
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью, мамой и папой были теплые, доверительные отношения. В свою очередь, родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления счастливой семейной жизни. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её качествами и их проявлениями, формировать позитивную самооценку девочки. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты"; мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочке нужно больше внимания и признания в ответ на то, какая она, что она чувствует и чего хочет. Девочки испытывают острую потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими! Девочку нужно хвалить за личные внутренние качества, например, аккуратность, вежливость, внимательность, доброту и т.д., любя ее какая бы она не была внешне, и всячески подчеркивая ее внешние достоинства, наряду с человеческими качествами. Когда порицаете девочку, не клеймите ее навсегда, объясняйте, что какое-то конкретное проявление именно сейчас ее совсем не красит, что если попытаться сделать по-другому, она будет гораздо лучше выглядеть.
Некоторые рекомендации по воспитанию мальчиков
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно. Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок. Вообще поощрять и акцентировать внимание надо на хороших делах и поступках, а не на негативных. Но в тоже время, мальчикам должно быть естественным проявление своей эмоциональности (не ругать за слезы, объяснять, где, когда и при каких обстоятельствах лучше постараться сдержаться). Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину. Формировать в мальчиках чувство ответственности. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу! Физические наказания вообще ЗАПРЕЩЕНЫ в любом проявлении! Девочку нельзя бить по определению. Но надо подчеркнуть, что нельзя мамам бить мальчиков, чтобы мальчик в будущем не боялся женских прикосновений, не ассоциировал их с болью, тревогой, унижением. Обязательно должен быть физический, телесный (тактильный) контакт со стороны обоих родителей, особенно мамы - для повышения самооценки мальчика. Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину. Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Мальчика надо хвалить за конкретные каждодневные дела, при этом воспитывая в нем стремление к поступку.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их ПРИРОДА и ВЫ. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не навредить ребенку, не сломать его – зависит только от ВАС и НАС.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я». 2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — девочкой. 3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом. 4. Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всех он сам нуждается в любви. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной, при этом, не была «слепой», а была разумной. 5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом. 6. Договоритесь между собой, как Вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению. 7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость. 8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие, равновесие, уверенность в собственные силы. 6 октября 2017 в 19:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.